Эмиль Рейно

История рождения кинематографа изобилует загадками и трагедиями. Что касается загадок — то чего стоит хотя бы таинственное исчезновение Луи Лепренса в 1890 году. А что касается трагедий, то одной из самых сокрушительных я бы назвал трагедию Эмиля Рейно (фр. Charles-Émile Reynaud, в русскоязычных источниках его иногда называют  Эмиль Рено).

Эмиль родился в 1844 году в семье ремесленника, затем учился у оптика и занимался ремонтом и отладкой оптических инструментов, затем работал у фотографа и занимался ретушью, потом работал помощником лектора.

В 1876 году Эмиль Рейно совместил зоотроп с «волшебным фонарём» (что это за штуки можно прочитать в моей недавней статье  «Рождение кинематографа»). Фактически, получившаяся установка была устройством для демонстрации движущихся изображений широкой публике. Устройством, базирующимся на принципах кинематографа. Затем вместо цилиндра зоотропа Эмиль догадался вкладывать в цилиндр зоотропа гибкую ленту, на которую прикреплял желатиновые картинки размером 4х5 см. Это позволило показывать через установку Рейно произведения неограниченной длины.

Праксиноскоп

Праксиноскоп Рейно, 1880 г.

В 1877 году Эмиль Рейно создал устройство «праксиноскоп»,  позволяющее сделать анимацию зоотропа более плавной. Это устройство представляло собой открытый цилиндр, на внутренней  стороне которого размещались 8-12 миниатюр с немного изменяющимися рисунками (в дальнейшем он добавил возможность и сюда заправлять гибкую ленту). В центре цилиндра находилась зеркальная призма, у которой число сторон соответствовало количеству миниатюр. Радиус призмы был примерно в 2 раза меньше радиуса цилиндра, таким образом в каждом зеркале призмы в каждый момент времени отражалась какая-нибудь миниатюра. При вращении цилиндра в гранях призмы возникало движущееся  изображение. На вот этом видео наглядно показано, как работал праксиноскоп.

Соединив праксиноскоп с «волшебным фонарём» Эмиль сделал ещё одно устройство для массового показа движущихся изображений на экране. В течение полутора десятков лет он совершенствовал свои изобретения. К примеру, он придумал через отдельный «волшебный фонарь» транслировать на экран фон, а через праксиноскоп передавать только движущиеся изображения — это значительно упрощало работу по подготовке произведений для праксиноскопа (Рейно называл их «светящиеся пантомимы»). Тем не менее, их подготовка оставалась очень трудоёмкой. Изобретатель сам рисовал, раскрашивал и монтировал свои миниатюры.

Впервые  система Рейно под названием «оптический театр» была продемонстрирована публике в 1892 году в парижском музее Гравен. Зрители были изумлены. На представленном ниже видео описано, как работала установка Рейно в целом.

Бешеная популярность кинематографа, охватившая весь мир с 28 декабря 1895 года, серьёзно подорвала перспективы Эмиля Рейно. Его вручную нарисованные миниатюры не могли конкурировать с  гораздо более дешёвыми в производстве лентами кинематографа. В отчаянии изобретатель сломал и утопил в Сене свою установку и ленты к ней.  Случайно сохранились всего две из них: «Бедный Пьеро» и «Вокруг кабинки», да и то не целиком, а частями. Из 15 минут  «Бедного Пьеро» осталось всего четыре.


Опубликовано в рубрике Новаторы | Теги: ,

Автор: Maksim

| Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>